hhhhh1


Популярное

hhhhh2


суббота, 13 сентября 2014 г.

Виртуальный шеф.


«Свет мой, зеркальце скажи,
Все про шефа расскажи …»

У всех у нас есть начальники, шефы, кураторы или просто наставники. Даже если вы сейчас работаете только на себя, то у вас либо был шеф раньше, либо вы сейчас шеф для кого то. Т.е. сказать что тема «Про шефа» вас не касается это слукавить на раз.)

В моей служебной практике шефы были всегда. Притом довольно разные. И мужчины и женщины.

 Я тоже был начальником, правда небольшим. Даже скорее «играющим тренером». У меня было в прямом подчинении 6 человек, и в косвенном, т.е. они находились по штату  в других подразделениях,  еще 28. Вот такая вот кампания была больше года. Так что про руководство могу делать выводы со всех направлений.

Приведу вам реальные типажы из моей жизни. Вдруг узнаете себя, или своего шефа!)

Типаж первый – виртуальный.

С первым шефом у меня был тесный контакт. Так получилось что всю техническую работу по проекту  на первых порах пришлось выполнять мне лично. Шеф появлялся на работе  в любое время, изучал состояние дел, и также исчезал. Иногда мог не появится за день ни разу, но поздно вечером обязательно звонил мне домой и «как у нас дела?». Своего рода доклад по телефону. Иногда он зависал у более крупного шефа. Они там дела решали, но  в конце концов в истории наступил момент где они что-то не поделили и мой шеф фыркнул и… уволился. При этом ни он ни тот что больше решили меня не посвящать в подробности конфликта, а просто стали выжидать куда же меня качнет – к бывшему  или к большему?)
А меня качнуло в сторону другой фирмы – в коммерческий банк.

Типаж второй – ненормированный.


На новой фирме отдел был создан с нуля и шефом в него назначили человека с завода, который до этого ни кем не командовал. Время было не простое, переходное, поэтому мой новый шеф понял что надо прежде всего понравится большему шефу, чтобы себя показать. Делал он это так усердно, что его подчиненные,  я в том числе, были «бестолковыми и нездарами» в глазах других отделов. Любил отсутствовать на рабочем месте, но ближе к концу рабочего дня все-таки возвращался и развивал бурную деятельность по наведению порядка.  Привычка эта видимо осталась с завода, где он в рабочее время чем-то занимался,  а план давал в последние минуты. Работа после 6-ти вечера также нравилась и его большому шефу, который такую позднюю усидчивость принимал за преданность к работе. Здесь же я узнал про новую аксиому - «ненормированный рабочий день».  Именно этим нас всегда пугали когда надо было оправдать свой недалекий менеджмент и привлекать нас к работе в нерабочее время. Терпеть такого сноба было трудно, поэтому я при первой же возможности перешел в другой отдел.

Типаж третий – подозрительный.

В новом отделе шеф мне попался со стажем. Но как оказалось после со стажем администрирования, а не по профилю работы. Вот именно с него я понял, что не воспринимаю нормально шефов, которые всю свою сознательную жизнь были начальниками. Или всего одну ступень до него. Если он прошел в свое время все ступеньки, знает нашу кухню от и до – это нормально. Но если он сел в кресло только потому что он уже сидел в таком же кресле где-то рядом – труба делу. Тут уж больше работает принцип «короля играет свита». А этот шеф оказался еще и подозрительным:  толи мой бывший нашептал ему,  толи он быстро понял что я знаю и умею больше чем он и теоретически могу его подсидеть, но под второе сокращение он с легкостью включил меня  в список. Но нашлись люди поважнее и дали мне возможность перевестись уже в 3-й отдел. Так что работу всех ИТ-служб банка я узнал изнутри.

Типаж четвертый – мажорный.

Хм, четвертый шеф оказался молодым человеком со связами. Он много рассуждал какая в его отделе напряженная работа. И любил чтобы женщины отдела наперегонки поили его чаем. Но кроме того что люди ходили в 2-е смены большего напряга в работе я не заметил.
Он быстро исчез с моего поля зрения, так как захотел должность повыше.  У него были свои планы мало связанные с этим отделом.  И я стал «играющим тренером» на пару лет.

Типаж пятый – эмансипированный.

Следующим моим шефом стала женщина. Я ее не выбирал - я выбирал работу.
Так вот. Хотя шефы мои были большие и маленькие, но как правило, приходилось считаться с непосредственным шефом и тем кто над ним. Почему так? Наверное потому что более крупный шеф очень часто понимал, что дело быстрее будет поручить именно мне. А не ставить задачу непосредственно моему начальнику.  Эта шефиня меня с технической точки зрения побаивалась, у меня было больше опыта, который при всем своем желании я передать бы не смог. А она не очень то и хотела.)  Ее устраивала ее должность и то, что я закрываю все «дыры». А вот более крупный шеф решил этим воспользоваться и начал меня привлекать к решению проблем которые относятся к другому  отделу и никак не попадают в мои функциональные обязанности. Это называлась «помощь смежникам». А шеф смежников оказался старым кадром и за веяньями технического прогресса не поспевал. Он считал это нормальным, спокойно ждал пенсию бороздя просторы интернета. Поэтому моя помощь сразу стала проектом «сделай за того парня». Вначале шефиня просто закрывала на это глаза, но после начала тихонько ворчать.  Пришлось ей четко намекнуть что я только «за»,  но говорить надо не мне, а большему шефу. Т.е . надо уметь стоять за своих подчиненных. Но видимо это ей было незнакомо.  К тому же шефиня оказалась очень далека от реального состояния многих тех процессов. Больше доверяла нормативным документам и совершенно не пыталась подключать аналитику – «написано люминь, значит это люминь». Любую попытку объяснить технические ньюансы воспринимала в штыки, как наезд на ее Эго.

Хоть и растекался большой шеф при моем приеме на работу в том что у них возможен карьерный рост, я вскоре понял, что являюсь собственно заложником своего опыта  и знаний. Т.е. я хорошо закрываю определенные задачи, а если меня куда перевести, то кто же их будет так же хорошо закрывать завтра? Но пришел новый кадр, моложе меня, и удалось его за год подготовить мне на смену.

И вот я правдами и неправдами в новом отделе, с новым шефом. Точнее опять с шефиней.) Но эта оказалась  более адекватной в сравнении с бывшей. Однако в новом отделе я наступил на другие "грабли". Всегда считал себя довольно коммуникабельным и что сработаться могу с любым коллективом, даже сугубо женским. Хех, вот тут я начал сомневаться. Причины? Да пожалуйста. С учетом творческой работы программистом это разговоры про вещи, магазины и скидки. Это такие же шумные и продолжительные разговоры по телефону. Это громкие обсуждения последних новостей из интернета. И лишние эмоции при решении новых задач. И т.п.

Типаж шестой – комсомольский.

О, очень распространенный типаж шефа. Знаю я и таких. У него всегда масса идей фикс, которые реализовывать будет кто угодно только не он сам. Причем в случае неудачи будут виноваты исполнители. Он старается решить вопрос по ситуации и нагрузить заданием того кто в данный момент в поле зрения, а не того кто это должен делать по функционалу. Легко раздает обещания и, как правило, их не выполняет. Если не выполняет всегда находит тех кто ему это помешал сделать. Частенько от него слышны персональные призывы поговорить "по душам". Совещания у него превращаются в часовой клуб "а поговорить?", причем эти совещания собираются даже по простым вопросам, которые можно было решить двумя звонками. Весьма консервативен. Свою консервативность старается распространить и на своих подчиненных: негативно относится к инициативным коллегам, старается их побольше загрузить рутиной.

И все же, каким же должен быть ваш Шеф в идеале?

Я лично вижу 5 главных принципов:

  1. Ваш шеф должен быть профессионалом! Т.е важно чтобы шеф был не стерильным в той области над чем работают ваши сотрудники.  То что он руководил таким же отделом в другой фирме еще не является показателем его профессионализма. Также он должен хорошо понимать разницу между «быть в курсе» и «знать как».
  2. Ваш шеф должен отстаивать своих сотрудников даже в том случае если они не правы.  Наказывать или поощрять своих сотрудников можно  и нужно не публично. Это внутреннее дело вашего коллектива.
  3. Ваш шеф не должен иметь любимчиков и друзей в отделе. Это явно или косвенно влияет на адекватное распределение обязанностей внутри отдела.
  4. Ваш шеф не должен находится на особом счету у большого шефа. Это часто негативно отражается на сотрудниках. К тому же большой шеф может  поменяться, а статус бывшего фаворита обязательно донесут до нового начальника.)
  5. Ваш шеф должен придерживаться принципа «унисекс» в распределении задач внутри коллектива. Это же принцип стоит соблюдать при проведении мероприятий в торжественные дни. Чтобы никто себя не чувствовал ущемленным только из-за того что якобы «так принято», поэтому нам весело, а «вы следите за бокалом».

Вы, наверное, сомневаетесь в приведенных мною типажах? Не стоит, могу лишь добавить, что только подозрительный начальник легко меня отпустил, все остальные предлагали остаться.)

Успехов всем нам.
С уважением, VictorNox.