hhhhh1


Популярное

hhhhh2


пятница, 5 сентября 2014 г.

Реальная история банковского программиста.


Поведаю вам реальную историю программиста-сисадмина коммерческого банка с 20-ти летним стажем. История моя проходит через важные события  между столетиями. Кто в то время работал в банке, как и я ,наверняка их помнит. Имен не привожу. Кто себя узнает - молодец, а кто не знает, тому и не зачем.) Уверен что многие программисты банков со стажем находились в похожих условиях. Но моя история будет жизненно полезна всем!



Переход на гривну (1996 год).

При переходе на гривну мне неслыханно повезло. Я оказался  в отпуску. Дата перехода держалась в секрете, поэтому в отпуск накануне я пошел с чистой совестью.) У ребят была напряженка, они вынуждены были ходить в три смены. Тогда я предложил чтобы меня отозвали, раз такая канитель, но мой начальник намекнул что не стоит, и эта трехсменка больше для важности, чем для дела, справимся. Я и не сомневался, ибо столы с рюмкой чая за успех дела были частым событием. А про дни рождения  в других отделах и говорить не приходиться, благо  что они находились в разных зданиях поэтому стол каждый раз был похож на свадебный по размеру. А его сервировка для родичей  именинника была настоящим испытанием.

Переезд в новое здание (1998 год).

В конце концов мы все-таки переехали в новое здание. 7 этажей, лифт, мраморный оперзал, центр города.  Красота. Архитектурно здание было лучшим в городе на то время. Но как не делили кабинеты накануне начальники, но при заселении их все-таки всем не хватило.) Более того в пылу дележа даже забыли сделать помещение серверной. Не хватило кабинета  и нашему шефу, поэтому он сел вместе с нами программистами. Это нас мало напрягало кроме одного – нам обязали брать его телефон, когда он отсутствует. Чтобы было вам понятно, у нас не было  тогда цифры, и перехватить вызов нельзя, надо было бежать к его столу. Очень удобно!( А главное бессмысленно – если шефа нет, то его нет. Куда он уходил, он не говорил. А бегать его искать по отделам мы не старались, у нас другие задачи.

С новым зданием мы получили и новую сетку на витой паре. Наконец то нас перестали мучать кошмары когда одно движение шваброй  с утра могло парализовать работу половины отделов.


Самому переезду предшествовали ударные работы по уборке мусора и мытью полов в новом здании. Так во время переезда начальник административного отдела решил оторваться на программистах. Нас поставили на загрузку компьютеров и мебели на старом здании. В этот день даже проценты по депозитам пришлось считать буквально на коленях. Вот мы  вчетвером сумели ударно вынести всю мебель со второго этажа во двор. Напахались по полной. Сидим мокрые, отдыхаем. Прибегает этот начальник, видит что мы мол «без дела», и радостно призывает нас идти грузить мебель из бухгалтерии. 
На что, к своему удивлению, получает отказ. Как так?
А так - у вас есть хозотдел, отнюдь немаленький. Пусть работает. Это ваши прямые(!) обязанности.
Вы должны помогать другим отделам! – не унимается начхоз.
Это почему же? – отвечаем – Разве ваши сотрудники помогают нам писать программы?!
После этой реплики ответить он не нашелся чем, но пойти нажаловаться шефу время нашел.)

Был еще один знаменательный момент дележа новых квадратных метров. Как я сказал, в новом здании перед вселением мы его начистили до блеска. И руководство решило сэкономить на местном районном отделении и вселить его на 7-й этаж. Вот так, через месяц на все готовенькое целое отделение въехало на 7-й этаж. Шеф  этого отделения накрыл стол по случаю новоселья, разумеется только для избранных.) Чуть ниже мы его еще вспомним.

Кстати,  после переезда все службы оказались в одном здании. Следовательно «свадебные» столы под день рождения накрывать стало затруднительно. Но практика сборов осталась. Показателен был в этом отношении наш неф – на очередной подарок ко дню рождения он собирал деньги со всех, но за накрытым столом оказывался без нас. Сам, как лучший представитель!)) После приходил, дышал на нас своим перегаром…

Переход на новый план счетов  бухгалтерского учета (1999 год).

В принципе у нас не было аврала на этом переходе. Я уже работал в отделе развития банковского  ПО. Команда в нашем отделе была слаженная, молодая, работалось легко. Новые инструменты в программировании изучались всем тесным коллективом весело и непринужденно. И все свои программы мы заблаговременно перевели на новую разрядность номеров счетов. Поэтому уходили с работы, как ни странно, вовремя.

Видимо это задело смежный отдел, который работал по сменам, и факт нашего выхода с работы  стал доступен нашему куратору. Куратор наш был старой закалки, всегда гордился своим банковским стажем и тем что его, экономиста, поставили курировать нас, программистов. Он твердо был уверен что только  экономист может правильно курировать информационный отдел. Так вот  нашего шефа вызвали на ковер, что-то там ему прочитали на тему «корпоративной морали» и он нам принес следующий вывод – даже если вы все сделали, вы все равно должны оставаться на местах в это ответственное  время. Посыпались вопросы: сколько оставаться, кто даст  отмашку что можно уходить и т.п.? Наш шеф не был программистом по жизни, он был больше менеджером (не администратором, чтобы вы не путали с админами), поэтому от вопросов просто отмахнулся. Поэтому мы так же отнеслись к этому призыву – пару дней задержались по полчаса, а потом все равно стали уходить как раньше. Т.е. вовремя!)

В тему банковский анекдот. В одном отделе все сотрудники засиживаются допоздна. И только один каждый раз встает в 18.00 и уходит домой.  Начальник ему  и говорит:  «все сидят, а вы уходите вовремя. У нас так не принято!» А он ему отвечает:  «Я вообще то в отпуску!»)))

По функциональности получилось так что наш отдел больше занимался разработкой нового прикладного софта, чем сопровождением присланного сверху. Я не знаю какие надежды  возлагались на отдел при его создании, поэтому не берусь судить все ли шло так как надо. У меня было и так два начальника.  И оба сидели в одном кабинете.) Мы так взялись за работу что через короткое время создали кучу программ, которые решали те или иные задачи и задачки. Одна лучше другой. Но мы не учли один момент – эти все программы нам надо сопровождать. Рождались новые программы, а старые ни куда не уходили. Т.е. количество программ в сопровождении на человека увеличивалось день  ото дня. Мы стали заложниками своего же творчества: сопровождать кроме нас некому, код даже на время отпуска не передашь коллеге, он не успеет в нем разобраться. Чтобы заболеть даже думать не смей. Особенно туго было когда что-то резко менялось в бухучете, и правки надо было вносить во многие программы за раз. Так было у меня с учетом депозитов. Эти депозиты мне икались и позже, когда я уже был в другом отделе, но бывший шеф считал что раз я ее писал когда-то то почему бы не дернуть меня повторно.( Поэтому считаю, что в такой структуре как наша либо должен существовать дополнительно сектор сопровождения либо отдел разработки должен быть вне организации. Иначе творческий труд  программиста превращается в телефонную трель «и что же там опять нажала оператор Маша?»  В советское время был творческий час на предприятиях. Его ведь не зря вводили!

Работа в этом отделе подняла меня как программиста за короткое время. Правда ставить задачу (ТЗ), кодировать, внедрять и естественно сопровождать приходилось все самим. Неправильно как для технологии программирования, но зато получил очень хорошую практику. Этот опыт мне позволил мне в будущем создать неплохой прикладной медицинский софт для УЗИ «MedixWare 2000 Ultrasound®».

Через четыре года опыт этой же работы и практика системного администратора позволила мне легко создать швейцарский ножик для сисадмина «The Nyukers Network Suite (N.N.S.)» в составе которого утилиты: IP Calculator, IP Map Scanner, Audit LAN Scanner, LAN Packet Interceptor, IEHistory  Viewer, Windows Firewall Log Viewer, SNMP Reader.

Что дальше? К сожалению дружность нашего маленького коллектива не прошла испытания сокращением. Так уж повелось что в таких учреждениях как коммерческий банк считается что первым кого можно безболезненно сократить это программист. Уверен что на этом сказывается как специфика самой работы программиста (понятна далеко не всем), так и расхожий миф что программисты бегают толпами по улице  в поисках работы. В такой миф свято верит большое начальство и закоренелые гуманитарии, у кого в родичах не было ни кого мало мальски разбирающегося с компьютером. Так вот первым сократили хорошего парня. Кто последним пришел - тот первым на увольнение. Он ушел достойно, и без обид. Но когда наступило второе сокращение то некоторые мои коллеги затеяли подковерные игрища – кто больше понравится шефу.  Я убедился что процедура сокращения в организации очень меняет людей  или показывает их настоящее нутро. Поэтому чтобы не сражаться с мельницами я решил заблаговременно поменять профиль работы и отдел. С моим опытом меня на страшила, как некоторых чисто программистов, работа системным администратором. Тем более что хотелось изнутри глянуть на «тайную» специфику админа. Время показало что выбор был сделан правильный!

Что интересно, наши смежники, которые ходили по сменам, сотворили у себя этакое маленькое княжество, где были свои фавориты и короли.  При этом каждый из них имел узкую специализацию, чем несомненно гордился и старался никого из посторонних туда не пускать. Дабы непосвященные не узнали как «сильно» они загружены работой в течение смены. Говорю об этом не с чьих то рассказов, а лично, так как я все таки попал в святая святых), и позже даже возглавил тот смежный отдел. Об этом ниже.

Перевод на безбалансовое МФО (2000 год).

Тяжелый выдался перевод. В его целесообразности сомнения до сих пор – через год ведь грянула ликвидация банка. Так вот с учетом выезда на место в районное отделение, коммутации связи, генерации образов загрузки по сети, конвертации базы ОДБ получался старт вечером в пятницу, а возвращение в субботу под обед. Но это был самый познавательный как для меня период. В плане изучения сетевых технологий на практике. Свою лепту еще и внес предыдущий админ, который как раз перед переводом сбежал в другой банк.

После первой пятерки отделений у меня была неделя перерыва. Я ее потратил на написание подробных инструкций по настройкам сети отделения в новой схеме. И раздал ее коллегам в районы которые еще не переводились. И дело пошло! Многие на местах оказались весьма продвинутыми спецами и посчитали за честь перевести отделение лично. Так дальше я уже ездил через раз, через два. Более того, состоялся технологический прорыв и в серверной – наконец то мы смогли запустить серверную часть ОДБ под MS Windows 95. Чему несказанно был рад администратор ОДБ. Ему очень надо было не прерывая работы ОДБ делать экспорт-импорт файлов и прочее.  Да что там говорить, наш банк уже в то время стал весьма продвинутым  в информационных технологиях: основную БД уже перевели на Oracle, поставили для нее кучу аналитического софта. Рабочие места операторов уже тогда были бездисковые. Банк в качестве информационной услуги раздавал интернет по районам!

Кстати, вы еще помните шефа с 7-го этажа? Так вот он оказался типичным представителем административного направления.  В общем человек своего времени. Именно своего. Выскажу наблюдение – мне кажется что сотрудниками пожилого возраста надо помогать в общении с компьютером. Но не  сидеть тупо рядом, а просто меньше нагружать их всякими ответственными функциями с компьютером. Так будет дешевле! Это касается и бывалых начальников разных рангов и простых исполнителей. Вот пример с тем шефом отделения.  У него была натуральная истерика, когда он узнал что на новом  месте ему надо будет формы отчетности рассматривать на экране компьютера, а не на бумаге. Мы пребывали в шоке. Компьютер у него, конечно, на столе был, но я всегда его видел выключенным. Все мы движемся на пенсию, так устроена жизнь, но почему для пожилых начальников делаются привилегии там где их можно избежать? Для пользы дела. А про забывчивость паролей в нужный момент и дискеты в дисководе можно писать фельетоны.

Другой раз руководство поставило задачу сократить затраты на телефонные разговоры. Заметь  – не сократить число разговоров по телефону, а именно затраты на них. Разницу уловили?) Особенно на межгород типа город-район.  Но ведь  у нас теперь выделенка. И мы тогда предложили систему NetMeeting  (MS Windows 95) которая походила на первую версию голосовой и даже видеоконференции. Наши коллеги на местах быстро ее оценили, а мы предложили поставить ее всем, особенно начальникам в отделениях. Так вот как раз начальники ее восприняли в штыки!  Догадываетесь почему?)  А все потому что они привыкли хамить в трубку, а на клавиатуре оказались не такие смелые.

Как вы догадались сисадмином я работал как раз в том смежном отделе. Где-то за год да ликвидации место начальника освободилось и я занял его место. Вначале получилось так что я сидел на двух стульях с одной зарплатой. Это понятно, ибо работу сисадмина просто так никому не передашь. Особенно напрягали старые кадры в отделе, которые меня откровенно встретили враждебно. Еще бы, в их княжестве новый человек, которого они не ждали. Как сказал после один из них –«мы не знали чего от тебя ожидать». Смешно! Вроде взрослые люди, а ведут себя как дети у которых хотят увести игрушку в песочнице. Как я и предполагал, работы у них не было столько чтобы аж-аж. Ее можно было сделать быстро и четко, а остальное время точить языки, чем часть из них и занималась.) Свою работу они делали и ладно. Но зарюмочные разговоры на тему «кто круче: мы или программисты» исчезли. Мне срочно нужен был админ! И я нашел его, в родном универе. Парень оказался что надо. Много раз меня выручал! За что я ему до сих пор благодарен. Кстати, можно сказать что я ему неким образом дал путевку в жизнь. Поручил ему заниматься Oracle. И эту  СУБД он изучил от и до. Что и позволило ему в будущем попасть на американскую фирму, где он удачно работает до сих пор. Молодец!

А наше музыкальное сопровождение на Новый Год запомнил весь банк!

Ликвидация банка (2001 год).

Недальновидность руководства в столице привела к тому, что банк объявили банкротом и запустили процедуру его ликвидации. Грустно. Ликвидатором было назначено государственное  агентство по вопросам банкротства.  Это было что-то.( Коллеги мои уволились, так что работать дальше за 6(!)-х человек пришлось мне одному. Представитель ликвидатора выбрал себе кабинет и повысил оставшимся зарплату в 2 раза. Чтобы мы не разбежались.) Он также не постеснялся нанять на работу своих знакомых и родственников с такими же окладами. Новых работников мы видели изредка, только во время получения зарплаты. А дальше пошла работа по ликвидации. Долги, инвентаризация, оплата средств связи, прочее. Кстати представитель ликвидатора саму инвентаризацию поставил во главу угла, это был его конек. Он занялся распродажей по «остаточной стоимости» активов банка (автомобилей, мебели) своим родственникам. Уже через год агентство доликвидировалось до того, что его в спешном порядке отстранили от дальнейшей работы. Мне было тогда смешно, с какой помпой это было сделано, тогда как с первых дней был видно, как эти ребята умеют работать: ломать - не строить!

С моей же стороны должно было работать то что работало до сих пор. Справился, слава богу механизм был отлажен, никто не мешал, а изменений не предвиделось - опыта достаточно. Как показала история, запас прочности мы заложили хороший, все работало даже после моего ухода. Т.е. уже под управлением людей которые разбирались в сетях поверхностно.

Подвожу итог.

Наши программисты после ликвидации нашли себя  в жизни, кто по специальности а кто и выше, вплоть до управляющего банком. Это лишь подтверждает тот постулат, что программист со своим образом мышления может освоить любую специальность! А вот фактов что экономист или менеджер стал Программистом  лично я не припомню!))


И исходя из сказанного хочу пожелать всем нам чтобы Руководитель, Специалист и просто Джентльмен были в одном лице. И чтобы это был именно ваш коллега или шеф. Пусть ваш руководитель окажется специалистом именно в вашей области, а не был начальником раньше, теперь у вас, а завтра будет начальником еще где-то. Есть такие кадры, которые себя никак кроме как Начальником в жизни не видят. С таким можно работать если он не мешает делу, но лучше не рисковать.) Также хочется пожелать чтобы ответственные за вас люди не боялись использовать свое право на ответственность. А то ведь попадаются горе руководители, которые хронически боятся принимать ответственные, а главное, мудрые решения.

С уважением, VictorNox.